Как занять свою нишу на рынке

Реальность сегодняшнего рынка товаров и услуг такова, что производителю не достаточно просто произвести продукт и, проведя рекламную кампанию, ожидать финансовых поступлений. К жесточайшей конкуренции в условиях ограниченного по ёмкости рынка (а в России и СНГ он именно таков) нужно готовиться ещё задолго до того, как вы вложили первый рубль в разработку продукта.

Теперь даже высокое качество не гарантирует стабильный спрос, и даже относительно старые, узнаваемые торговые марки вынуждены бороться за место под солнцем, чего, кстати, не было ещё каких-то лет 15 назад. «Брендабельная» звёздность, достигнутая путём колоссальных материальных вложений, постоянно подвергается метаморфозам рынка, кризисным явлениям, изменениям вкусов и пристрастий потребителей, моде, а то и… погоде. Причем, сфера деятельности не имеет принципиального значения. Но если брендам, накопившим бесценный опыт и золотой защитный запас, удаётся удерживаться на занятых позициях, то новоиспечённым производителям, так же мечтающим занять свою рыночную нишу, придётся приложить максимум интеллектуальных усилий.

Едва ли ни главный фактор в разработке бизнес-проекта – позиционирование. Для кого вы собираетесь изготавливать продукт (целевая аудитория), зачем и почему потребителю нужен именно ваш продукт, какие выгоды он получит (и получит ли) от приобретения вашего товара (услуги). Кто он ваш будущий покупатель – его возраст, социальный статус, материальное положение. Сколько его, потенциального потребителя, количественно и где он проживает – города или сельская местность. Эти вопросы требуют детального изучения, равно как и чёткое определение прямых и косвенных конкурентов в том сегменте, где вы планируете продвигать товар.

Очень важно понять один ключевой момент: нужен потребителю ваш товар или вам кажется, что он будет нужен, когда появится на рынке. Если вы рассчитываете на, так называемый, «дремлющий спрос» (то есть, какого-то товара на рынке нет, но потенциально он готов его принять и переварить), будьте готовы к серьёзным затратам по продвижению. К тому же, в этой ситуации очень легко ошибиться, ведь «дорога ложка к обеду», и товар, появившийся на рынке раньше срока, может быть проигнорирован.

Не пытайтесь объять необъятное. Иными словами, не надейтесь осчастливить своим товаром всех без исключения. Чётко обозначив контингент «своих» покупателей, целенаправленно мониторьте его материальное состояние на данный исторический отрезок времени и хотя бы на ближайшую перспективу. Если это, к примеру, работники бюджетной сферы – просчитайте, сколько денег остаётся у них после всех необходимых выплат, и готовы ли они будут из остатка выделить некую сумму на приобретение вашего товара. Если ваш товар из категории «люкс» и рассчитан на людей с высоким доходом, учитывайте, что в этом сегменте покупатели ориентируются на известные марки, и покупать «новодел», даже если он аналогичного качества, не станут. По этой же причине в категории «люкс» бессмысленно пытаться потеснить конкурентов, соблазняя покупателя низкой ценой.

Потребительские предпочтения в чём-то почти фундаментальны (как, например, в спросе на натуральные продукты питания), в чём-то изменчивы; и здесь главное – уловить тенденцию. Куда качнётся маятник – к классике или модерну. Исходя из этого и следует предлагать покупателю товар, акцентируя его внимание на том, чем ваш товар отличается от товара конкурентов. Иначе говоря, чем больше ваш товар не похож на аналогичные в деталях (даже мелких), тем больше у него шансов заинтересовать определённый круг потребителей.

2 Комментарии

  1. Мир делится на два класса — одни веруют в невероятное, другие совершают невозможное

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*