30 октября
 
 20–22 октября в МГИМО прошел Четвертый российско-американский форум по бизнес-инкубаторству. Организаторами мероприятия выступили Университет и Фонд развития инноваций и бизнес-инкубаторства МГИМО (ФИБИ).

На открытии Форума с приветственным словом выступили ректор МГИМО А.Торкунов, Председатель совета директоров Национальной ассоциации по бизнес-инкубаторству (NBIA, США), глава Инновационного центра Северо-Восточной Индианы (NIIC) Карл ЛаПан и Директор по реализации и маркетингу «Коммерческие автомобили - Группа ГАЗ» Олег Марков.

В своей речи А.Торкунов отметил, что за четыре года Форум, традиционно проводимый в стенах нашего Университета, успел стать главной площадкой для обмена опытом и знаниями представителей инновационной инфраструктуры со всей России. Так, в этом году Форум посетили более 200 руководителей российских бизнес-инкубаторов и технопарков, в то время как по данным Минэкономразвития, всего в России функционирует 137 подведомственных невузовских бизнес-инкубаторов и примерно столько же вузовских.

По словам О.Маркова, бизнес-инкубаторы развивают не только и не столько бизнес, они развивают людей, лидеров и управленцев, от которых зависит будущее экономики и общества нашей страны, поэтому Форум безусловно является полезным мероприятием, масштаб которого следует расширять, подключая региональные, а может быть и зарубежные площадки.

В этом году основной акцент был сделан на маркетинговых инструментах для повышения эффективности бизнес-инкубаторов и технопарков, и данная тема является логическим продолжением тематики форумов прошлых лет, на которых рассматривались фундаментальные основы бизнес-инкубаторства и инновационного предпринимательства. Маркетинг давно уже перестал быть прерогативой только лишь крупного бизнеса – для выращивания успешных стартапов бизнес-инкубаторам и технопаркам необходимо самим понимать современный рынок и уметь использовать передовые маркетинговые технологии.

Генеральным спонсором Форума выступила «Группа ГАЗ», представители которой в ходе специальной секции презентовали программу «Автомобили для успешного бизнеса». В рамках данной программы предпринимателям предлагается не просто приобрести автомобиль, а получить готовое бизнес-решение с заранее просчитанной финансовой моделью.

Сразу после открытия Форума состоялась традиционная церемония награждения лауреатов Национальной премии в области бизнес-инкубаторства и инновационного предпринимательства «Молодые львы 2014», спонсором которой выступила компания «Элемент-лизинг». Наибольшее число заявок как и всегда поступило на номинацию «Лучший классический бизнес-инкубатор», и в этом году это почетное звание завоевал Бизнес-инкубатор Балаковского муниципального района Саратовской области (МАУ «Бизнес-инкубатор БМР»). Престижную награду директору бизнес-инкубатора Игорю Файзи вручил Ректор МГИМО А.Торкунов.

Победителями в других номинациях стали Инкубатор креативного бизнеса «МОЗГОВО», Пермский государственный университет (номинация «Лучший студенческий бизнес-инкубатор»), Людмила Арнаутова, руководитель Центра поддержки экспорта на базе Бизнес-инкубатора республики Карелия (номинация «Лучший менеджер классического бизнес-инкубатора»), Фатима Вазагова, Бизнес-инкубатор Института экономики и управления, г. Пятигорск (номинация «Лучший менеджер студенческого бизнес-инкубатора»), ООО «ВижнЛабс», бизнес-инкубатор технопарка «Строгино», Москва (номинация «Лучший ИТ-проект»), G-DERM, Первый городской бизнес-инкубатор, г. Санкт-Петербург (номинация «Лучший технологический проект»), а также Центр молодежного инновационного творчества «Лаборатория Инновационных Разработок», Бизнес-инкубатор Балаковского муниципального района Саратовской области (номинация «Лучший нетехнологический проект»).

Победителя в новой номинации этого года «Newborn Lion», которую было решено учредить специально для молодых бизнес-инкубаторов сроком до одного года, награждала Проректор по экономике, хозяйству и строительству МГИМО Наталия Кузьмина. Первым лауреатом Премии в данной номинации стал Студенческий бизнес-инкубатор ИГЭУ «Бизнес-энергия», г. Иваново.

Все победители были награждены сертификатами победителей и фирменными статуэтками ФИБИ, а в качестве приза получили бесплатное годовое членство в NBIA и возможность бесплатного участия в конференции NBIA в апреле 2015 года.

В первый день освещался широкий круг тем, отражающих различные аспекты разработки маркетинговой стратегии бизнес-инкубатора. В рамках секции «Фокус на клиенте» иностранные спикеры Ана Грейф (Президент Varela Consulting, LLC) и Дэвид Фонсека (Директор бизнес-инкубатора при инновационном центре Coastal Bend Business Innovation Center, США) рассказали об особенностях привлечения и удержания успешных компаний-клиентов, а бизнес-тренер Олег Чирков провел мастер-класс по развитию лидерского потенциала руководителя.

С прорывными технологиями в области маркетинга, такими как партизанский маркетинг и Digital-маркетинг, слушателей познакомили Директор Инновационного центра Северо-Восточной Индианы Карл ЛаПан, Генеральный директор New Media & Digital агентства Paper Planes Илья Балахнин и Управляющий директор innov8tive Minds Аманда Леннон.

На специальной секции, посвященной менторству, своим опытом и методами в области построения менторских сетей поделились Директор по развитию Коммуны Лайре (Дания) Томас Хордэм и Руководитель Ассоциации менторов бизнес-школы СКОЛКОВО Михаил Хомич.

Наконец, в рамках последней секции Директор международных программ NBIA Том Стродбэк проанализировал роль американских бизнес-инкубаторов в формировании инноваицонного сообщества, а Стэфан Шандера выступил на тему международного нетворкинга и помощи инновационным компаниям в выходе на внешние рынки.

Второй день Форума был отведен для обмена опытом между инкубаторами различной направленности – студенческими и классическими, для чего были организованы две соответствующие параллельные секции. О своих программах бизнес-инкубаторства рассказали Анастасия Тюрина (Начальник управления инновационной деятельности НИУ ВШЭ), Фатима Вазагова (Руководитель Бизнес-инкубатора ИнЭУ), а также лауреаты Премии «Молодые львы» прошлых лет: Елена Лях (Директор МАУ г. Тольятти «Агентство экономического развития»), Василий Николаев (Директор Бизнес-инкубатора Республики Карелия) и Александр Краснослабодцев (Директор Алтайского бизнес-инкубатора).

Особый интерес у слушателей вызвало выступление команды Бизнес-инкубатора МГИМО, которая впервые за все годы проведения Форума на правах организатора рассказала об особенностях деятельности и продвижения Бизнес-инкубатора нашего Университета, в том числе и об опыте участия в конкурсе Правительства Москвы по созданию Центра начинающего предпринимательства на базе ВУЗа в прошлом году.

Завершением второго дня стали пленарные выступления Карла ЛаПана о способах выживания стартапов в условиях нехватки финансовых ресурсов, а также Директора Фонда развития инноваций и бизнес-инкубаторства Ольги Хотяшевой и Декана Факультета прикладной экономики и коммерции МГИМО Алексея Свищева – на тему макро- и микротрендов в маркетинге, которые необходимо учитывать абсолютно всем участникам современного рынка.

На третий день Форума участники посетили технопарк «Слава», являющийся важным элементом инновационной инфраструктуры Москвы. Гостей приветствовали Директор по развитию Ксения Темникова и Руководитель Технологического центра коллективного использования Игорь Чмутин, которые рассказали об основных особенностях технопарка и условиях работы с компаниями-резидентами. После короткой экскурсии участники имели возможность познакомиться с несколькими наиболее успешными компаниями, каждая из которых наладила производство инновационной продукции на базе технопарка.

В число информационных партнеров мероприятия вошли крупные СМИ (ИТАР-ТАСС, «Российская газета»), отраслевые журналы («Бизнес журнал») и интернет-издания (Venture Business News, «Силикон Пульс») а также ряд интернет-порталов по малому бизнесу.
 

Фотогалерея

Фотогалерея